Масла для двухтактных подвесных моторов
Масло для двухтактных подвесных моторов - нескончаемая тема.
На этот раз мы решили ответить на вопросы, которые читатели задают нам постоянно.
Некоторые из них кому-то могут показаться простыми, давно известными и даже наивными.
Однако не стоит судить тех, кто их задает - возможно, кто-то лишь недавно приобщился к водно-моторному спорту, а, может быть, решил получить подтверждение своим наблюдениям от знатоков.
-Можно ли делать смесь бензин-масло для подвесных двухтактных моторов с использованием масла для мопедов, скутеров и мотоциклов?
-Использовать масло для двухтактных моторов, предназначенное для "наземной" мототехники, можно только в том случае,
если подвесной мотор имеет воздушное охлаждение и в инструкции по эксплуатации производитель жестко не регламентирует применение какого-то специального масла.
При этом многие масла, предназначенные для применения на подвесных моторах, можно использовать на "наземных" двигателях с воздушным охлаждением.
Для того чтобы быть полностью уверенным в этом, надо внимательно читать описание масла.
-Можно ли использовать масла для бензопил для приготовления смеси бензин-масло?
-Ряд моторов малой мощности с водяным охлаждением,изготовленных по старым технологиям, допускают возможность использования масел для бензопил,
но надо точно знать, что ваш конкретный мотор может работать на миксте бензина и данного масла.
Как правило, это моторы, рассчитанные на применение низкооктанового бензина.
Также масло для бензопил можно ограниченно использовать на подвесных моторах малой мощности с воздушным охлаждением.
Соотношение бензин/масло надо выбирать в соответствии с рекомендациями производителя мотора, а не масла, и обязательно учитывать степень износа двигателя.
-Можно ли при изготовлении смеси бензин-масло для двухтактника исполозовать одновременно масла разных производителей?
-Несмотря на теоретическую возможность этого, на практике лучше не прибегать к подобному решению, так как разные производители используют различные пакеты присадок,
вследствие чего в процессе смешивания либо образуются твердые (густые) фракции, либо появляется риск вспенивания масляной составляющей.
Это касается не только самых современных синтетических масел, но и довольно старых минеральных.
Некоторые современные масла на синтетической основе допускают смешивание с маслами других производителей, но это обычно отмечается отдельно в сертификате, спецификации или на этикетке.
-Какое масло можно заливать в бачок мотора с раздельной смазкой?
-Если есть какие-то сомнения, то заливать нужно только масло, рекомендованное производителем.
Первое попавшееся масло заливать нельзя, поскольку не все масла, даже самые современные, пригодны для использования в системах раздельной смазки.
В спецификациях масла обычно четко указано, можно или нельзя его использовать в системах с раздельной смазкой.
Подобные сведения обычно содержатся в сертификатах.
-Как долго можно хранить масло для подвесных лодочных моторов?
-Как правило, производители масла указывают его допустимый срок хранения либо в сертификате, либо в спецификации.
Некоторые ставят дату изготовления на канистре, правда, иногда на канистре может быть указана дата выпуска ее самой.
Обычно у крупных производителей даты выпуска канистры и масла не различаются на срок более года.
-Минеральные масла могут храниться не очень долго - от трех до пяти лет в закрытой фирменной упаковке.
Синтетические масла хранятся дольше, но срок также ограничен - в среднем до пяти-шести лет (некоторые сорта масел хранятся дольше).
При этом надо помнить: чем дольше хранится масло, тем больше вероятность того, что оно потеряет некоторые свои свойства, обусловленные присадками.
Базовые масла, не содержащие присадок, могут храниться значительно больший срок.
-Если фирменная упаковка была вскрыта, то хранить масло независимо от базового дольше шести-восьми месяцев не стоит, так как в этом случае его окисление будет происходить быстрее.
Допустимый срок хранения масла в закрытой упаковке и дата производства производитель обычно указывает в сопутствующей документации к каждой конкретной партии, и их можно узнать у продавца.
-Как долго следует хранить смесь бензин-масло, заготовленную для применения в двухтактных моторах?
-Как показывает опыт, смесь может сравнительно успешно работать даже через год-полтора после ее приготовления, однако за это время и бензин, и масло теряют часть своих качеств.
Бензин в чистом виде не рекомендуется хранить более полугода (отечественные бензины непонятного происхождения - и вовсе не более двух-трех недель),
поскольку его отдельные фракции и присадки могут расслаиваться и даже выпадать в осадок.
Особенно это касается бензина с октановым числом 95, ведь многие производители изготавливают его из низкооктановых видов бензина путем добавки различных антидетонаторов, а иногда и запрещенного тетраэтилсвинца.
Масло в смеси с бензином также достаточно быстро окисляется, и некоторые присадки просто перестают работать.
-Для чего в масло добавляют присадки?
-Пакет присадок, которые добавляют в масло, состоит из нескольких составляющих, химический состав которых производители не разглашают по вполне понятным причинам.
Как правило, указываются лишь некоторые свойства присадок, к примеру, большинство масел для подвесных двухтактных моторов содержат антикоррозионные,
антиокислительные, моющие, противозадирные, противоизносные и противопенные присадки.
Очень часто в составе масла есть присадки, снижающие температуру застывания и улучшающие индекс вязкости.
Иными словами, каким бы хорошим ни было базовое масло (или базовые масла, а их может быть два или три}, без пакета присадок не достичь нужного эффекта.
-Можно ли на моторах импортного производства применять масло МС-20?
-Нет, так как импортные моторы рассчитаны на применение масел с присадками. В противном случае снизится общий ресурс мотора, возможны коксование колец и выход мотора из строя.
Так как масло МС-20 не содержит моющих присадок и обладает сравнительно высокой зольностью (0.29%), может появиться нагар в камере сгорания,
на свечах, в выпускном тракте и на поршневой группе, особенно в моторах мощностью более 1 5 л.с., работающих в сложных режимах и при высоких нагрузках.
Масло МС-20 - селективное (практически базовое) и используется в авиационной промышленности для поршневых и газотурбинных двигателей в смесях с маслами МС-8 и МС-8п.
* * *
Масла для двухтактных подвесных моторов. (продолжение)
Мы продолжаем отвечать (начало - см. "КиЯ" № 199) на вопросы наших читателей на животрепещущую тему - как работать с маслами и что о них желательно знать?
-Можно ли использовать двухтактное масло, если в него попала вода?
-Все зависит от того, сколько в него попало воды. Если есть возможность, то необходимо удалить всю видимую воду из масла. Для этого существуют два способа.
Первый: поскольку масло легче воды, надо дать ей опуститься на дно сосуда, в котором находится смесь, а потом аккуратно перелить масло в какую-нибудь другую емкость.
Делать это следует при хорошем освещении, чтобы заметить, когда вода уже подойдет к горлышку банки, в котором было масло.
При таком способе часть его придется вылить вместе с водой.
Второй способ: перелить масло (с попавшей в него водой) в прозрачный сосуд (бутылку, к примеру), дать отстояться,
затем аккуратно опустить трубочку в бутылку и, создав в трубочке вакуум (отсос), перелить отстоявшуюся внизу сосуда воду в другую посуду.
Способов можно придумать много, вплоть до вычерпывания ложкой, главное - удалить максимально больше воды.
Небольшое количество воды, примерно 1-2% (допустимо без проблем для двухтактного двигателя до 5%) общего обьема масла, не повредит карбюраторному мотору,
и такое масло можно использовать без опасений, но нечасто, разумеется.
При этом надо помнить, что сегодня в продаже есть биоразлагаемые масла, которые в воде растворяются очень быстро.
-В инструкции к мотору указано, что смесь бензин-масло надо делать в соотношении 1:100, однако все мне советуют готовить смесь в соотношении 1:50, Как правильно?
-Есть распространенная версия, что некоторые производители моторов лишь в угоду экологическим нормам рекомендуют владельцам делать смесь в соотношении 1:100.
На самом деле это не совсем так. Каждый производитель несет ответственность за то, что пишет в инструкции,
в противном случае он будет иметь долгие и многочисленные судебные иски, по крайней мере, в странах, где активно работает закон о защите прав потребителей.
Поэтому рекомендации изготовителя можно воспринимать как прямое руководство к действию без опасений.
Если есть какие-то сомнения, то в вашем случае можно приготовить смесь в соотношении 1:75;
более насыщенная маслом смесь может неблагоприятно повлиять на работу мотора - возможно замасливание свечей зажигания, появление нагара и т. д.
Также при составлении топливной смеси в соотношении 1:100 нужно использовать именно то масло, которое указано производителем в руководстве (или очень близкий аналог),
другие марки масла могут не соответствовать требованиям инструкции.
-Мой мотор рассчитан на приготовление топливной смеси бензин-масло в соотношении 1:100, можно ли покупать масло, которое производитель рекомендует добавлять в бензин в соотношении 1:50?
-От покупки такого масла стоит воздержаться. А вот масло, предназначенное для топливной смеси 1:100, можно использовать в моторах, для которых рекомендуется микст 1:50.
-Можно ли использовать масла для приготовления топливного микста, не указанные в руководстве по эксплуатации?
-Можно, но необходимо точно знать параметры масла, которые рекомендованы производителем мотора.
Для большинства современных двухтактных моторов мощностью до 90/11 5 л.с. производители выпускают довольно много масел, которые отвечают требованиям NMMA TC-W3,
и практически все они годятся для использования. Однако не все масла, отвечающие требованиям NMMA TC-W3, пригодны для моторов с раздельной смазкой. Об этом надо помнить.
-Можно ли ставить топливный фильтр на двухтактный мотор мощностью 15 л.с. с нераздельной системой смазки?
-Да. Вопрос лишь в подборе качественного фильтра и выборе места установки. Сегодня многие производители уже на заводе ставят топливные фильтры на моторы мощностью 1 5 л.с, (и не только на них).
-Какие бывают допуски и классификации, кроме NMMA TC-W3?
-В наше время существуют следующие классификации, касающиеся масел для двухтактных моторов: API (Американский институт нефти),
втом числе АРI-ТА -для малых двухтактных моторов скутеров, газонокосилок и т. д., API-ТВ - для мотоциклов, скутеров и мотороллеров малой мощности,
API-TC - для двухтактных моторов различной мощности, кроме подвесных лодочных (может применяться в случаях, рекомендуемых АРI-ТА и API-ТВ),
API-TD - для ПМ. Есть еще JASO - внутренняя, для японского рынка, классификация двухтактных моторов,
в ней различают классы по возрастанию требований - FA, FB и FC; наконец, NMMA TC-WII и с 1992 г. - TC-W3.
-Что такое NMMA?
-NMMA - это National Marine Manufacturers Association, или Национальная Ассоциация производителей водной техники.
С точки зрения науки - это отчасти метрологический центр, который проводит тестирование лодок, катеров, моторов, ГСМ и дает свое заключение о возможности их использования.
Для этих целей проводятся специальные стандартизированные испытания, результаты которых сведены в таблицы и диаграммы,
позволяющие определить, по каким параметрам то или иное изделие соответствует определенным стандартам.
Тесты платные, их методика запатентована. Знак соответствия продукта нормам классификации NMMA ставится на упаковке только в там случае,
если его испытания были проведены и он подтвердил заявленные производителем характеристики, в противном случае это будет считаться преступлением с последующей уголовной ответственностью.
-Почему рекомендуется строго придерживаться инструкции по эксплуатации в процессе приготовления топливной смеси для двухтактных моторов?
-Каждый производитель при разработке того или иного мотора опирается на свои конкретные ТУ (технические условия),
при их производстве использует определенные технологии и материалы, учитывает и возможность работы мотора в конкретных условиях.
Иными словами, каждый силовой агрегат создается с учетом комплекса условий, в том числе и для определенного процентного содержания масла в топливной смеси.
В противном случае - при увеличении масла в миксте - неизбежны проблемы: образование нагара в камере сгорания и на свечах, а также коксование колец поршня,
а при снижении количества масла во многих местах, требующих смазки, будет наблюдаться масляное "голодание", что приведет к преждевременному износу и выходу мотора из строя.
-Можно ли использовать минеральное, масло на двигателе в 15 л.с. старше пяти лет?
-Не можно, а нужно. Масла на синтетической основе для двухтактных моторов не имеет смысла использовать на моторах мощностью до 30 л.с.,
в которых применяется уже приготовленная смесь бензин-масло, так как эти моторы конструктивно рассчитаны на использование минерального масла,
поэтому масло на синтетической основе будет в них работать не в полную силу вследствие ряда своих свойств и качеств.
* * *
Масла для двухтактных подвесных моторов. (продолжение)
Продолжаем отвечать (начало - см. "КиЯ" № 200) на вопросы наших читателей об особенностях применения двухтактных масел для подвесных моторов.
-Есть ли возможность в случае крайней необходимости использовать для создания смеси бензин-масло масло, предназначенное для четырехтактных моторов?
- Все производители запрещают использовать в двухтактных моторах масла, предназначенные для четырехтактных, однако в случае крайней необходимости это можно делать, правда, соблюдая следующие условия:
во-первых, масло с бензином следует очень тщательно перемешать, во-вторых, процентное соотношение должно быть точно таким, как требует производитель мотора,
в-третьих, во время движения надо следить за тем, чтобы мотор работал на средних оборотах (до 75% числа максимальных оборотов) и система охлаждения функционировала нормально,
в-четвертых, время работы мотора (особенно зарубежного} на смеси бензина и масла для четырехтактников - не более чем четыре часа (на средних оборотах).
При этом необходимо быть готовым довольно часто чистить свечи или держать наготове комплект чистых (новых) свечей.
А чтобы быть уверенным в том, что мотор несильно пострадал от применения четырехтактного масла, придется сделать следующее:
при первой возможности "прокатать" мотор под нагрузкой сначала в режиме средних оборотов примерно 20-30 мин.,
а затем - в режиме высоких оборотов (не максимально высоких, а равных 80-90% максимальных) около 30 мин.
Для правильной "реабилитации" мотора лучше использовать хорошее синтетическое масло с эффектом "предварительного растворения"
(если оно есть, разумеется), а если его нет, то - хорошее минеральное. В моторах с автоматическим смешиванием масла в очень редких случаях и непродолжительное время можно применять
(не более часа работы на средних оборотах) только синтетическое масло, соответствующее SAE OW60, предназначенное для высокофорсированных моторов с турбонаддувом.
При этом надо отдавать себе отчет, что использование четырехтактного масла может в любой момент "убить мотор" или значительно сократить его моторесурс.
Однако в критической ситуации, когда речь идет о собственной жизни, например, чтобы дойти до ближайшего "центра цивилизации", рискнуть можно.
При этом лучше двигаться вдоль берега, не уходя от него далеко.
Моторы российского производства к четырехтактному маслу относятся более терпимо, чем импортные.
Но и здесь, прежде чем применять масло для четырехтактного двигателя, лучше попробовать найти масло марок МС-20, МС-14 или МС-22 или использовать индустриальные масла И-25, И-50 либо аналоги.
Они вреда двухтактному мотору нанесут меньше.
-Слышал, что автомобильные механики советуют использовать одно и то же масло весь срок эксплуатации мотора, относятся ли такие рекомендации к двухтактным подвесным моторам?
-На сегодняшний день серьезных исследований на эту тему не проводилось, однако версия о том, что мотор лучше живет при использовании одного и того же масла,
есть и имеет право на жизнь, хотя доказательства скорее эмпирические, чем научные.
Что касается двухтактных моторов, то очевиден факт: постоянное использование масла, рекомендованного производителем, - залог его успешной работы.
-Что такое биоразлагаемое масло?
-Условно назовем такие масла "Outboard Motor Oil Bio" (в принципе, это их устоявшееся название за рубежом).
Эти масла, в отличие от простых масел для подвесных моторов, созданы с учетом того, чтобы микроорганизмы,
существующие в природе, могли их переработать за достаточно короткий срок, так как присадки, входящие э состав подобных масел,
в отличие от "обычных", не представляют для микроорганизмов смертельной опасности, и поэтому скорость разложения увеличивается.
-Что означает словосочетание "предварительно растворенное" масло?
-При использовании предварительно растворенного, или самосмешивающегося, масла строго придерживаться сложной процедуры составления бензиново-масляной смеси,
когда необходимо сначала влить в емкость половину бензина, затем добавить масло и т. д., необязательно.
Самосмешивающиеся сорта масел нужно просто в нужной пропорции долить в бензин, после этого взболтать содержимое - смесь готова.
Игорь Владимиров
"Катера и Яхты" №199, 200, 201 (2006 год)
Опубликовано с разрешения редакции журнала "Катера и Яхты"