ЗАО "МОТОРСЕРВИС"
|
Инженерно-технический центр
Распродажа запчастей Mercury

Зачем винту четыре лопасти?

Публикация статьи "Гребной винт в рублях и литрах" в "КиЯ" №173 вызвала большой интерес среди читателей. Особенно у новичков, которые недавно приобрели импортный подвесной мотор. Мы не смогли в одной статье ответить на большинство вопросов, которые возникают при выборе оптимального гребного винта для различных условий эксплуатации. Тем более, что для импортных подвесных моторов (далее - ПМ) сегодня доступны любые гребные винты (далее - ГВ), в том числе и многолопастные.
Для очередной редакционной мерной мили мы выбрали 4-лопастные алюминиевые винты фирмы "Solas".
На традиционный вопрос: для чего используются 4-лопастные винты и в чем их преимущества? - большинство новичков обычно отвечают, что с таким винтом лодка пойдет быстрее, чем, например, с 3-лопастным. Но так ли это?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы провели испытания 4-лопастных ГВ фактически в тех же условиях и с той же техникой, что и прошлым летом, когда испытывали 3-лопастные. Напомним, что это были 30-сильный ПМ "Selva-ЗО" и мотолодка "Дельта-Р", имеющая водоизмещение с одним водителем и снаряжением около 330 кг (с 2 чел. - 370 кг).
В качестве ГВ мы выбрали три алюминиевых 4-лопастных винта "Аlсар-4" с разборной втулкой тайваньской фирмы "Solas", имеющих соответственно шаг 13", 14" и 15" и одинаковый диаметр 10" (см рис). Испытания состояли из замеров скоростей при разных режимах эксплуатации и определении расстояния, пройденного на 1 л топлива.
Для замеров скорости мы использовали прибор GPS ("Garmin-12"), для определения частоты вращения двигателя - электронный цифровой тахометр фирмы "Stihl", снимающий импульсы с высоковольтных свечных проводов, а для определения расхода топлива - мерную литровую емкость.
Еще раз хотим отметить, что мы и не ставили целью получение высокоточных результатов. Мы лишь старались выявить те или иные закономерности, которые могут иметь теоретическое подтверждение.

Винты и скорость

Когда впервые берешь в руки 4-лопастной винт того же шага и диаметра, что и 3-лопастной, первое что бросается в глаза - это более узкие и тонкие лопасти, более изящное прикорневое сечение.
Итак, первым установлен винт с шагом 13". Включен реверс и первое, что мы замечаем - очень мягкая работа мотора, вибрация, по сравнению с аналогичным 3-лопастным ГВ, заметно меньше. При более уравновешенной работе двигателя минимальную рабочую частоты вращения можно держать на 100-150 об/мин меньше (что мы потом успешно использовали при ловле на дорожку).
При резком открытии заслонки двигатель набирает максимальные обороты быстрее, чем с 3-лопастным винтом. В нашем случае это 7 и 15 сек соответственно. При максимальной скорости крупная дрожь, которая передастся через рукоятку румпеля, также заметно меньше. Обратили мы внимание и на лучшую управляемость лодки с 4-лопастным винтом на малом и среднем газу.
На полном газу двитатель удалось раскрутить до номинальных 5,500 об/мин, однако скорость особенно не впечатляла - 49.7 км/ч, что почти на 4 км/ч меньше, чем у 3-лопастного "собрата" (см рис).
К. Константинов
Редакция благодарит за предоставленные для испытания винты и приборы:
  • торговый дом "Техномарин",
  • компанию "Баджер".
"Катера и Яхты" №177 (2001 год)
Опубликовано с разрешения редакции журнала "Катера и Яхты"