"Вихрю" - вихревой карбюратор.
А. П. Меркулов,
П. А. Сидоров,
В. И. Климов
П. А. Сидоров,
В. И. Климов
Для работы двигателя внутреннего сгорания с наиболее высокими показателями нужно не только подать в его цилиндры необходимое количество воздуха и топлива,
но и смешать пары бензина с воздухом так, чтобы получить гомогенную (однородную) топливно-воздушную смесь экономичного состава.
Гомогенность смеси к моменту ее распределения по цилиндрам - один из важнейших факторов, определяющих экономичность работы двухтактного двигателя.
Осуществлять процесс смешивания призван карбюратор любой конструкции.
Однако существующие карбюраторы удовлетворительно выполняют лишь функции дозатора, а гомогенизация смеси происходит после ее поступления в картер и продувочные каналы цилиндров.
Повышенная температура в полости картера способствует испарению топлива, но отсутствие здесь интенсивного перемешивания не позволяет получить гомогенную топливно-воздушную смесь,
что в конечном итоге приводит к обогащению смеси топливом и ухудшению экономичных показателей двигателя.
Работа по созданию карбюратора нового типа была выполнена на куйбышевском моторостроительном заводе им. М. В. Фрунзе совместно с куйбышевским авиационным институтом им. С. П. Королева.
В основу нового карбюратора лег принцип вихревого эффекта энергетического распределения газов, открытый в 1931 г. французским ученым Жозе-фом Франком.
Вихревой карбюратор - аппарат, созданный на базе вихревой трубы с диффузором.
За счет разрежения, создаваемого двигателем на всасывающем патрубке, воздух из окружающей среды через тангенциальные профилированные сопла в кольце 1
(см. схему устройства карбюратора) поступает в смесительную камеру 3, выполненную в виде вихревой трубы, где образуется интенсивный закрученный поток.
За счет высокой скорости кругового движения потока и щелевого диффузора 6 с круговой сборной улиткой 5 на конце, в центральной зоне смесительной камеры возникает разрежение,
значительно большее, чем во впускном отверстии картера двигателя. Под действием этого разрежения топливо из поплавковой камеры 7 по распылителю 8 поступает в смесительную камеру.
Регулирование количества поступающего в двигатель воздуха осуществляется дросселем 2 золотникового типа, связанного с регулировочной топливной иглой 9. Фланцем 4 карбюратор крепится к картеру двигателя.
Большой перепад давления обеспечивает интенсивное распыление топлива, а вакуум способствует его испарению.
Капли топлива увлекаются круговым потоком и за счет центробежных сил перемещаются к его периферии.
При этом они попадают в области все больших окружных скоростей вихря и более высоких температур.
Неиспарившиеся капли оседают на цилиндрической стенке смесительной камеры и образуют тонкую пленку большой площади,
с поверхности которой под действием воздушного кругового потока продолжается интенсивное испарение топлива.
На выходе из смесительной камеры этот процесс практически заканчивается.
По описанной схеме был спроектирован и изготовлен вихревой карбюратор для лодочного мотора "Вихрь-М".
В таблице приведены результаты сравнительных испытаний лодочного мотора "Вихрь-М" на тормозном стенде по внешней скоростной характеристике.
Были проведены длительные заводские стендовые и ходовые испытания моторов с вихревым карбюратором, которые показали,
что он обеспечивает надежную и долговечную работу двигателя при уменьшенном часовом и удельном расходе топлива, улучшает запуск и снижает минимальные устойчивые обороты холостого хода.
В настоящее время на заводе ведутся работы по подготовке к внедрению вихревого карбюратора в серию.
Сравнительные испытания мотора "Вихрь-М"
-
Частота вращения: 3 600 об/минМощность: 19.6 л.с.Часовой расход топлива (вихревой карбюратор): 6.35 кг/чУдельный расход толпива (вихревой карбюратор): 324 г/л.с.*чЧасовой расход топлива (серийный карбюратор): 7.65 кг/чУдельный расход толпива (серийный карбюратор): 390 г/л.с.*ч/DIV>Экономия: 16.9%Частота вращения: 4 200 об/минМощность: 21.5 л.с.Часовой расход топлива (вихревой карбюратор): 6.85 кг/чУдельный расход толпива (вихревой карбюратор): 318 г/л.с.*чЧасовой расход топлива (серийный карбюратор): 8.3 кг/чУдельный расход толпива (серийный карбюратор): 386 г/л.с.*ч/DIV>Экономия: 17.6%Частота вращения: 4 500 об/минМощность: 23.3 л.с.Часовой расход топлива (вихревой карбюратор): 7.35 кг/чУдельный расход толпива (вихревой карбюратор): 315 г/л.с.*чЧасовой расход топлива (серийный карбюратор): 8.8 кг/чУдельный расход толпива (серийный карбюратор): 378 г/л.с.*ч/DIV>Экономия: 16.7%Частота вращения: 4 800 об/минМощность: 24.3 л.с.Часовой расход топлива (вихревой карбюратор): 7.6 кг/чУдельный расход толпива (вихревой карбюратор): 312 г/л.с.*чЧасовой расход топлива (серийный карбюратор): 9.1 кг/чУдельный расход толпива (серийный карбюратор): 374 г/л.с.*ч/DIV>Экономия: 16.6%Частота вращения: 5 000 об/минМощность: 25 л.с.Часовой расход топлива (вихревой карбюратор): 7.7 кг/чУдельный расход толпива (вихревой карбюратор): 308 г/л.с.*чЧасовой расход топлива (серийный карбюратор): 9.3 кг/чУдельный расход толпива (серийный карбюратор): 372 г/л.с.*ч/DIV>Экономия: 17.2%"Катера и Яхты" №55 (1975 год)Опубликовано с разрешения редакции журнала "Катера и Яхты"